СОКРАТ (Sokratis из Афин (469-399 до н э) — леген­дарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человече­ства С именем Сократа связано первое фундаментальное де­ление истории античной философии на до- и после-сокра­товскую, отражающее интерес ранних философов 6—начала 5 вв к натурфилософии (Досократики), и последующего по­коления софистов 5 в — к этико-политическим темам, глав­ная из которых — воспитание добродетельного человека и гражданина (см Пайдейа) Учение Сократа было устным, все свободное время он проводил в беседах с приезжими софис­тами и местными гражданами, политиками и обывателями, друзьями и незнакомыми, на темы, ставшие традиционными для софистической практики что добро и что зло, что пре­красно, а что безобразно, что добродетель и что порок, мож­но ли научить быть хорошим и как приобретается знание Об этих беседах мы знаем в основном благодаря двум авторам — Ксенофонту и Платону Кроме их сочинений, имеются также фрагменты и свидетельства о содержании «сократических ди­алогов» других сократиков — Эсхина, Федона, Антисфена, Евклида, Аристиппа, пародийное изображение Сократа в ко­медии Аристофана «Облака» (поставлена в 423 до н э ) и ряд замечаний о Сократе у Аристотеля, родившегося поколени­ем позже казни Сократа Проблема достоверности изобра­жения личности Сократа в сохранившихся произведениях — ключевой вопрос всех исследований о нем Философия Сократа, которую сам он как некое «учение» ни­кому не предлагал и которая, по существу, совпадала с обра­зом его жизни, едва ли может быть изложена систематичес­ки Тем не менее, на основании различных свидетельств, из которых предпочтение, как правило, отдается «Апологии Со­крата» и ранним диалогам Платона, обычно указывают по крайней мере на три особенности сократовой философии 1) ее разговорный («диалектический») характер, 2) определе­ние понятий путем индукции , 3) этический рацио­нализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание» Диалогизм учения Сократа, общительного по своей натуре, имел следующее обоснование он утверждал, что сам он «ни­чего не знает», и потому расспрашивает других, чтобы стать мудрым (зачем становиться мудрым, не обсуждается — знание есть абсолютная ценность, привлекательная сама по себе) Свой метод собеседования Сократ называл майевтикой («по­вивальным искусством»), имея в виду, что только помогает «рождению» знания, но сам не является его источником: так как не вопрос, а ответ является положительным утверждени­ем, то «знающим» считался собеседник, а Сократ, оставаясь «незнающим», оценивал это знание, в результате чего оно не­изменно оказывалось ложным Обычные приемы ведения ди­алога у Сократа опровержение через приведение к противо­речию (техника опровержения-«эленксиса» была отработана софистами) и ирония — притворное неведение, уход от при­мых ответов «ты над другими посмеиваешься — всем зада­ешь вопросы и всех опровергаешь, сам же ни о чем своего мне­ния не высказываешь» (Xen Mem IV, 4, 9 3—4 — Гиппий о Сократе), «вот она, обычная ирония Сократа! Я уж и здесь всем заранее говорил, что ты не пожелаешь отвечать, а бу­дешь подсмеиваться  и станешь делать все что угод­но, только бы не отвечать» (Plat Resp 337a4—7 — Трасимаx о Сократе, ср также Gorg 489el), «он всю свою жизнь мо­рочит людей притворным самоуничижением (Symp 216е4 — Алкивиад о Сократе) «Иронил» Сократа — «оборотная сторона» майевтики, метод Сократа в оценке со стороны, важен контекст словоупотребления: под «иронией» подразумевалось отрицательное свойство характе­ра-ср Arist. Eth. Nic. 1108а22,1124b30, Eth. Eud 1221a6, где правдивости противопоставлены два порока: хва­стовство и ирония («притворство»), Аспасий в комментарии на этику замечает «некоторым кажется, что ирония не по­рок, — говорят же о Сократе как о человеке «ироничном» Но вот доказательство того, что Сократ вовсе не был «иро­ничен» так его не называл никто из друзей, а называли те, кого он изобличал, вроде Трасимаха» (In Eth Nic , р 54, 18 — 20) Платон прямо называет иронию свойством софиста (Soph 268с8, bЗ), а в «Кратиле» «ироничным» (=издеватель­ским, двуличным) называет поведение гераклитовца Крати­ла, поскольку тот делал вид, будто что-то знает, но не гово­pит(Crat 384а1)

Итак, Сократ говорил, что ничего не знает, а его собеседни­ки считали, что он притворяется Согласно «Апологии», на самом деле Сократ, говоря «чистую правду» о своем незна­нии, хотел указать на ничтожность человеческого знания по сравнению с божественной мудростью (Apol 23аЗ-b4), сам не скрывая своего незнания, он хотел привести к такому же состоянию своих собеседников, ибо никто из людей и не мо­жет быть мудр Свое разоблачение неистинного знания (=вся­кого человеческого знания) Сократ рассматривал как служе­ние богу — ср историю с дельфийским оракулом, признав­шим Сократа мудрейшим из людей, стараясь понять смысл данного признания, Сократ пошел учиться к людям мудрым и нашел, что не так уж они мудры, а только думают, что муд­ры, и это самое большое заблуждение (Plat Apol 21a3—7, Diog L 11,37) «Негативная» диалектика Сократа была оче­видным противопоставлением софистической практике и дол­жна была привести к пониманию того, что истинное знание не сообщается внешним образом — оно формируется внут­ренним усилием.

Беседы Сократа, чувствовавшего себя философом-миссионе­ром, не могли нести никакого разнообразного и нового со­держания, и о Сократе говорили «твердит всегда одними и теми же словами одно и то же» (Plat Symp 221е), «всегда одно и то же об одном и том же» (Хеn. Меm. IV, 4, 6.4—5) Посто­янная мысль Сократа — об абсолютной ценности добра и знания, которые не могут быть отделены друг от друга не­возможно поступать мужественно или благочестиво, не зная, что такое мужество или благочестие Поступок только тогда имеет моральный смысл, когда человек совершает его осоз­нанно и по внутреннему убеждению, если же он ведет себя хорошо, потому что, напр , «все так делают» — то если «все» станут вести себя плохо, то не будет причин быть доброде­тельным Норма нравственности должна быть автономной, и нельзя в вопросах истины и добра полагаться на мнение большинства Прежде всего с недоверием к мнению большин­ства связаны критические замечания Сократа об афинской демократии и принятой практике решения серьезных вопро­сов большинством голосов, эти оппозиционные настроения, конечно, были учтены при судебном разбирательстве, закон­чившемся для Сократа казнью Подчеркнутая отстраненность Сократа от политики — заметное отличие между ним и Пла­тоном, считавшим политику важнейшей сферой деятельнос­ти философа

По Сократу, не только истинно моральное (благо) всегда со­знательно, но и сознательное — всегда хорошо, а бессозна­тельное — плохо Если кто-то поступает плохо, значит, он еще не знает того, как надо поступать на самом деле (зло -всегда ошибка суждения, оно не может быть сознательным), и после того, как его душа будет очищена от ложных пред­рассудков (в чем Сократ и видел свою миссию), в ней про­явится природная любовь к добру, а добро самоочевидно Точно так же, как нельзя хорошо поступать, не зная добро­детели, так и нельзя по-настоящему любить, не зная, что та­кое любовь и что должно быть истинным предметом влече­ния Тема любви (эроса) и дружбы — наиболее хорошо зас­видетельствованная тема рассуждений Сократа «я всегда го­ворю, что я ничего не знаю, кроме разве одной совсем небольшой науки — эротики А в ней я ужасно силен» («Феаг» 128Ь), эта тема так или иначе была отражена в сочинениях всех сократиков — Антисфена, Эсхина, Федона, Ксенофонта и Евклида мегарика Ср эпизод из диалога Эсхина «Алкиви­ад», в котором Сократ говорит, что он не владеет никакой наукой, которую мог бы преподавать и делать людей лучше, но он может сделать их лучше благодаря силе своей любви (SSR VI А 53) Кроме очевидно присугствовашей игры слова­ми, производными от «спрашивать» и «любить», любовная тема была важна как психологическое обоснование тождества истины и добра желать лучше узнать и быть при этом безусловно бла­горасположенным к узнаваемому предмету можно только любя его, и наибольший смысл имеет любовь к конкретному человеку, точнее, по Сократу, к его душе, — в той мере, в ка­кой она добродетельна или стремится к этому В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покрови-тель Сократ слышал голос своего «демония» (Plat Theages 128d3, Theaet 151a4, Phaedr 242b9, Xen Mem I, 1, 2, 4, 9), предостерегавший его или его друзей (если они советовались с Сократом) от совершения тех или иных поступков (приме­чательно, что «дечоний» Сократа проявлял свою запретитель­ную силу только в случаях смертельной угрозы для жизни, в менее важных случаях он молчал) Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю — соответственно, Сократ не смел ослушаться божественных указаний Именно за это по­дозрительное с точки зрения государственной религии уче­ние (или мнение) в конце жизни Сократ был обвинен в не­честии.

Душа как специфический предмет философского интереса — как истинное «Я» человека, носитель морального сознания и истинная мера бытия — безусловная новация Сократа Раз­межевание с натурфилософской традицией в понимании «бы­тия» продемонстрировано им в тезисе «ничего не знаю» По свидетельству ряда источников, Сократ в молодости испытал известный интерес к наукам о природе его называют учени­ком Архелая, в «Федоне» у Платона Сократ говорит об изу­чении книги Анаксагора, возможно, аристофановский комикс о Сократе, витающем в облаках, обыгрывал его первоначаль­ный интерес к физике Но и слова «я знаю» (первая часть утверждения «я знаю, что ничего не знаю») также можно счесть полемически направленными, но уже против софис­тов, отрицавших общезначимое знание, и предпочитавших говорить не об истине, а о пользе, не о знании, а об убежде­нии, Сократ же предпочитал интерпретировать «пользу» в ином смысле — как пользу для души Истина, найденная Со­кратом, находится между объективизмом досократики и субъективизмом софистики человеческая душа (сознание, Я) — реальность, подчиненная хотя и человеческим, но не произвольным законам, это истина, для нахождения кото­рой имеется внутренний критерий если знание и добро тож­дественны, то познавая себя (поистине), мы должны делать­ся лучше Знаменитую дельфийскую максиму «Познай само­го себя» Сократ понимал как призыв к моральному самосо­вершенствованию и в этом видел истинное религиозное благочестие Философия есть воспитание души и как бы вто­рое, духовное рождение человека, ср диалог «Зопир» сокра-тика Федона из Элиды: восточный маг-физиогномист при встрече с Сократом нагадал, что тот, судя по его виду, туп и похотлив, на что Сократ ответил ему и своим возмушенным этим гаданием друзьям, что да, он и правда был таким, но сумел преодолеть в себе эти порочные наклонности заняти­ями философией.

Главный смысл занятий философией — измениться самому, быть достойным и хорошим человеком После общения с Со­кратом его слушатели чувствовали, что должны измениться сами «мне казалось — нельзя больше жить, как я живу» (слова Алкивиада из диалога Платона «Пир») То, что философия Сократа воплощена в самой его личности и в его собствен­ном образе жизни, понимали все его ближайшие друзья (ср у Ксенофонта «если не словом, то делом показываю» (Mem IV, 4,10 3—4), но сформулировано было это понимание толь­ко после того, как долгая жизнь Сократа закончилась нео­жиданным судом над ним

После поражения Афин в затяжной Пелопоннесской войне (в ходе которой Сократ трижды становился участником военных сражений) в 404—403 в городе была установлена жестокая спартанская «тирания тридцати», во главе которой встал Кри­тий, бывший слушатель Сократа Хотя Сократ не сотрудни­чал со спартанской властью во время тирании (а попытки при­влечь его на свою сторону у властей были), спустя четыре года после свержения диктатуры афиняне привлекли Сократа к суду по обвинению в расшатывании устоев государства,стараясь т о найти причину явного упадка демократической власти и ос­лабления Афин после блестящего и невозвратимого «века Пе-рикла» Обвинителей было трое молодой поэт Мелет, владе­лец кожевенных мастерских Анит и оратор Ликон , текст об­винительного приговора сообщает Ксенофонт в «Воспомина­ниях о Сократе» «Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества, виновен также в том, что развращает молодежь» (Mem I). Зашита Сократа на суде стала поводом к написанию многочис­ленных «Апологий», наиболее известная из которых принад­лежит Платону По приговору суда Сократ выпил цикуту и скон­чался через несколько минут в полном сознании (см. Plat Phaed 117c—118а 17) После его казни началась долгая исто­рия интеллектуальных переживаний этой афинской трагедии, отдельные этапы которой совпадали с историей развития фи­лософии, в первую очередь становлением платонизма После смерти Сократа во множестве возникли т н сократи­ческие школы, основанные его близкими учениками, появил­ся жанр сократического диалога, персонажем которого неиз­менно являлся Сократ, и «воспоминаний» о нем Ученики хо­тели рассказать о личности Сократа людям, не имевшими воз­можности его знать при жизни, и понять, какое значение может иметь его жизнь для тех, кто его никогда не увидит Для всей этой литературы была характерна типизация персо­нажей, их личных качеств и всех происходящих с ними собы­тий, так что в результате имеющийся перед нами облик Со­крата хотя исторически малодостоверен, зато чрезвычайно интересен как уникальный историко-культурный миф, к ко­торому обращались новые поколения философов «Сократ первый показал, что во всякое время и во всяком возрасте, что бы с нами ни происходило и что бы мы ни делали, — в жизни всегда есть место философии» (Плутарх Должно ли старику заниматься государственными делами, 26,796е1—3) Ист: Giannantoni G. (ed ) Socratis et Socraticorum Reliquiae, vol 1,2 ed Napoli, 1990, p 1—343, Платон Апотогия Сократа, пер М С Со­ловьева — Соч , т 1 М , 1989, Ксенофонт Сократические сочинения, пер С И Соболевского М -Л , 1935(переизд СПб., 1993), Суд над Сократом (сб историч свидетельств) СПб , 1997

Hosted by uCoz